История искусства Романский и готический стиль

В основу своей деятельности дадаисты положили принципы алогичного мышления, призванного разрушить привычный мир объективных истин и устойчивых связей. Задолго до сюрреалистов они отстаивали приоритет бессознательного, случайного. Они возвели скандал в статус искусства, поставили его в один ряд с выставками и манифестами, сделали его мощным и действенным средством борьбы с мертвой традицией и всем, что ее олицетворяло, будь то "Мона Лиза" Леонардо да Винчи или классик французской литературы Морис Баррес.

Франсиско Сурбаран. Материализм творчества Франсиско Сурбарана. Художественные идеалы Испании 17 в. по-другому воплотились в творчестве Франсиско Сурбарана (1598— ок. 1664), сыгравшего важную роль в развитии испанского реализма. Он родился в сельской местности, художественное образование получил в Севилье. Сурбаран писал сцены из монашеской жизни, мучеников, святых, но в рамках религиозных сюжетов убедительно рассказывал о современной жизни Испании, передавал обыденные сцены в строгих размеренных ритмах и композициях, в монументальных формах. Персонажи Сурбарана наделены душевным благородством, способностью к сильным чувствам. Они исполнены благочестия, но их религиозность не исступленная, как у Эль Греко, глубокий драматизм скрыт за внешней сдержанностью. Действующие лица обычно написаны с натуры и часто отличаются портретностью. Выходец из крестьян, Сурбаран сохранил привязанность к земле, к вещам; их изображения он включал в фигурные композиции, которые, однако, не получали у него жанровой окраски, потому что художник видел в обыденном значительное и находил возвышенное в суровой простоте, порядке, ясности.

Мощное ощущение реальной жизни, лаконизм художественного языка и пластическая сила живописи создают в произведениях Сурбарана впечатление торжественной серьезности. Художник остро чувствовал красоту строгого рисунка, простых четких монументальных объемов, построенных большими плоскостями с помощью контрастов светотени. Ведущую роль в его произведениях играют цветовые пятна, их средствами он передает объем и движение. Плотно положенные краски глубоки, звучны, насыщенны, богаты полутонами и смелыми контрастами, мазок широк и спокоен. Сурбаран любил голубые, розово-красные, зеленые, оранжевые, лиловые, градации серо-черных, серо-коричневых тонов.

В 1629 г. Сурбаран закончил цикл картин из жизни святого Бонавентуры, избрав местом действия современный ему монастырь, верно передав монотонный патриархальный уклад жизни, степенность монахов. Самая значительная картина цикла — «Посещение св. Бонавентуры Фомой Аквинским» (не сохранилась). Строгая обстановка кельи ученого-монаха — деревянная мебель, полки, массивные тома книг написаны с предельной убедительностью, благодаря строгой расстановке они рождают чувство размеренного ритма повседневной жизни. Красно-фиолетовые и синие цвета, гармонично объединенные с серебристо-коричневатыми, подчеркивают настроение умиротворенного покоя ж важности происходящего. Свет, падающий из открытой двери, фиксирует взгляд зрителя на главных действующих лицах — жившем в 12 в. Бонавентуре, молодом южанине-испанце с открытым одухотворенным лицом, и вкрадчивом Фоме Аквинском с умными глазами. Художник писал их с современных ему монахов, и потому образы святых, как и сосредоточенные лица окружающих их монахов, портретны. Моделированные контрастной светотенью крупные объемы фигур размещены в узком пространстве параллельно плоскости картины, усиливая впечатление пластической насыщенности. Русская культура XIX века Историко- социальная картина XIX века в России. Система образования. Философия. Литература. Живопись. Музыка. Театр. Балет. Наиболее значительными историко-политическими событиями XIX в. были Отечественная война 1812 г., восстание декабристов 1825 г., отмена крепостного права 1861 г. Эти эпохальные моменты истории в определенной степени повлияли на формирование культуры в России.

Сурбаран писал портреты теологов, писателей, облаченных в одежды из тяжелых тканей, на фоне пейзажа или архитектуры, освещая их потоками верхнего света. Портретируемые обычно представлены в рост, в спокойных позах, как бы рассказывающими о своих деяниях. Страстные лирические переживания контрастируют в их лицах со сдержанными, но выразительными жестами. Многие образы лишены религиозности. Героическая «Св. Касильда» (нач. 1640-х гг., Мадрид, Прадо), по легенде, дочь мавританского правителя в Толедо, в сущности, исполненная строгой грации гордая знатная дама; она изображена в нарядном платье из дорогих тканей, с корзиной цветов в руках. Властное смуглое лицо с решительным суровым взглядом заставляет вспомнить о ее подвге - тайной помощи пленным христианам. Согласно легенде чудо спасает ее от кары отца, приверженца ислама,— хлеб внезапно превращаете роскошные цветы. Образ Касильды типичен, Испании 15 в.: несмотря на домостроевский уклад, росло самосознание женщины, появлялись среди женщин ученые, политики, конкистадоры. Рождались образы, овеянные романтикой. Звучные, сильные темно-зеленые, палевые и лиловые тона одежды, блеск шелка, жемчуга, воздушность фона безукоризненно переданы художником-колористом.

Благоговейное отношение Сурбарана к предметам каждодневности чувствуется в его натюрмортах, полных сурового лаконизма и вещественной мощи «Натюрморт с четырьмя сосудами» (1632—1634, Мадрид, Прадо); «Натюрморт с апельсинами и лимонами» (1633, Флоренция, собрание Контини-Бонакосси).

В Испании уже в начале 17 в. распространился обычай писать фрукты, цветы и предметы кухонного обихода. Наиболее характерное из того, что было создано в этом жанре, принадлежит Сурбарану. Наделенные пластическим совершенством, плоды и предметы живут в его натюрмортах вне атмосферы повседневного быта Строгий порядок, при котором ни один предмет не закрывает другой, монументальная архитектурно-ритмическая композиция, сила изысканного колорита рождают чувство спокойствия торжественной значительности их бытия. Каждый предмет остро охарактеризован, подчеркнутые светом крепкие формы обладают весомостью. Вместе с тем в предметах выявлено то, что сближает их друг с другом,— соотношение форм, фактуры, красок, линий, образующих стройное, исполненное согласия целое.

В конце жизни Сурбарана характер его искусства изменился. В образах появились мягкость, теплота, нежность; в «Отрочестве Марии» (ок. 1660 г., Ленинград, Эрмитаж) запечатлена скромная девочка, рукодельница воплощение кротости и душевной чистоты. Вместе с тем во многих произведениях Сурбарана заметно выражение усталости, формы лишены пластичности. Усилились мистические тенденции и идеализация.

(Дмитриева)Своеобразие этого главного течения — в сочетании самой честной, сильной, неприкрашенной натуральности с религиозной приподнятостью и простодушной верой в чудесное. Возвышенная наивность Дон-Кихота в картине знаменитого Сурбарана «Молитва святого Бонавентуры перед избранием папы» ангел, явившийся Бонавентуре, пожалуй, из той же породы, что и ангел русского протопопа Аввакума, накормивший Аввакума щами, когда тот сидел в тюрьме и голодал. Ангел у Сурбарана очень реален, не совсем ладно скроен, но крепко сшит, с трогательной серьезностью, совсем по-человечески жестикулируя, ангел советует Бонавентуре, кого выбрать папой. И монах внимает ему тоже серьезно и спокойно, пока одетые в красное кардиналы дожидаются на площади результатов собеседования. В концепции картины есть высокое простодушие — простодушие крестьянского сына, каким действительно и был Сурбаран. Вряд ли можно утверждать, что религиозный сюжет здесь только внешний предлог, как было у многих и многих живописцев, — нет, у Сурбарана слишком много истовости. Он верит в чудо, но не верит в его сверхъестественность. Он изображает его, как естественное, полное доверия и интимной глубины собеседование человека с существом более мудрым, чем он сам, но вполне человечным.

А какой крепостью и мощью обладала кисть Сурбарана! Нельзя не дивиться тому, как полновесно, внушительно выглядят у него самые простые формы — прямоугольный стол, купол тиары на круглом блюде, пирамидальная хламида коленопреклоненного монаха, падающая скупыми тяжелыми складками, — и какой сильный, звучный аккорд образуют немногие цвета: красный, оливковый, золотистый и черный. Величие Сурбарана — величие простоты. Один из самых ранних историков испанского искусства, Бермудес, писал о нем: «Его простые композиции состоят из немногих фигур в позах важных и естественных, а иллюзии жизни в них он достигает посредством мастерства света и тени». И добавлял, что Сурбаран «изучал то, что видел вокруг себя», и «никогда ничего не выдумывал».

Светотень Сурбарана, особенно в ранних его вещах, «караваджистская», то есть контрастная: сопоставление глубоких темных теней с освещенными выступающими объемами. Эта манера «тенебросо» получила в Испании большое распространение. Сурбаран и Рибера подняли ее на новую художественную высоту. Сама по себе она была связана с пластикой больших обобщенных массивов: она-то и придает простым композициям Сурбарана такую важную величавость. Задолго до Сезанна, Сурбаран интуитивно находил в природных формах строгие формы шара, пирамиды купола, колокола, цилиндра. Пристрастие к компактным объемам особенно наглядно в его аскетически простых натюрмортах. Он пишет апельсины на тарелке, цилиндрической формы кружку, располагает предметы в ряд. Он явно наслаждается переживанием вещественности, осязаемости предметов: этот апельсин можно взять в руку, и он уляжется в ладони плотно и весомо. Эту кружку можно обхватить пальцами, сжать и ощутить твердую округлость.

В картинах Сурбарана до предела осязаема шарообразность голов, конусовидность монашеских капюшонов. Что замечательно, у Сурбарана «геометризм» форм не только не делает их сухими, безжизненными но даже придает им повышенную жизненность, заставляет зрителя каким-то шестым чувством переживать обаяние вещественного мира. Быть может, это и есть то, к чему сознательно стремился впоследствии Сезанн, а у «наивного» Сурбарана выходило словно бы само собой. Притом Сезанну во имя его исканий в области формы нужно было отвлекаться от многого другого, Сурбаран же ни от чего не отвлекался — и забота о форме и забота о человеческом содержании были у него одной и той же заботой. Им владели человеческие чувства такие же простые и цельные, как просты и цельны формы его живописи. Он с воодушевлением писал растроганные лица молящихся, сумрачные взоры гордых андалузских красавиц. Должно быть, он, как свойственно чистым и бесхитростным людям, очень любил детей. У Сурборана есть обаятельные детские портреты, например «Отрочестве Марии» — портрет милой, скромной девочки, вероятно дочери художника.

Основные работы Ф. Сурборана:

«Непорочное зачатие» (1628-1630 Прадо, Мадрид);

«Св. Бонавентура перед папской короной» (1629, Картинная галерея , Дрезден);

«Явление Св.апастола Петра Св. Петру Ноласко» (1629, Прадо Мадид);

«Св. Антоний Аббат» (1630, Галерея Уффици, Флоренция);

«Св. Аполлония» (1630-1633, Лувр, Париж);

«Погребение Св. бонавентуры» ( 1629, Лувр, Париж);

«Св. Елизавета Португальская» (1630-1633, Прадо Мадрид);

«Св. Маргарита Антиохийская» (1631, Национальная галерея, Лондон);

«Оборона Кадиса» (1634, Прадо Мадрид);

«Искушение Св. Иеронима» (1638, Створка алтаря капеллы Св. Иеронима, Гваделупа, Испания);

«Отрочество Марии» (1500, ГЭ, Санки-Петербург);

«Молитва Св. Франциска» (1639, Национальная галерея, Лондон);

«Чудо Св. Гуго Гренобльского в трапезной монастыря» (1635, Музей изящных искусств, Севилья, Италия);

«Св. Лаврентий» (1658, ГЭ,Санки-Петербург);

«Натюрморт с четырьмя сосудами» (1633, Прадо, Мадрид).

Диего Веласкес. Мастерство композиционного и колористического решения в работах художника. Портретная живопись Веласкеса. Испанская живопись достигает вершины в творчестве Диего Родригес де Сильв Веласкеса (1599—1660), одного из величайших реалистов европейского искусства. Через долгие годы придворной службы он пронес идеи гуманизма, верность демократической традиции испанской культуры, любовь к простым людям. Более непосредственно и смело, чем его предшественники, он обратился к реальной действительности, расширив тематику живописи, способствуя развитию в ней различных жанров.

В поздний период творчества Веласкес создает замечательные по силе обобщения и сложности композиции. В условиях наступления католической реакции в Испании он воскрешает античную тему, волновавшую мастеров итальянского Возрождения. В картине «Венера с зеркалом» (ок. 1657, Лондон, Национальная галерея), развивая традиции Тициана, Веласкес идет дальше в сближении образа богини с реальной женщиной. Полная обаяния молодая испанка запечатлена на ложе в случайной непринужденной позе.

Авангард (фр. avantgarde - передовой отряд) - категория, означающая в современной эстетике и искусствознании совокупность всех пестрых и многообразных новаторских, революционных, бунтарских движений и направлений в искусстве первой половины ХХ в., знаменовавших завершение многовекового периода существования классической европейско-средиземноморской художественной культуры и начало ее глобального перехода в иное качество. В России его впервые употребил А. Бенуа в 1910 г. в негативно-ироническом смысле для характеристики ряда "авангардистов" на выставке "Союза русских художников".

Художественно-эстетическая феноменология основных направлений авангарда. Экспрессионизм. Его суть заключается в обостренном, часто гипертрофированном выражении с помощью исключительно художественных средств и приемов чувств и переживаний художника, иррациональных состояний его души, чаще всего трагического и экзистенциально-драматического спектров: тревоги, страха, безысходности, тоски, нервозности, разобщенности, повышенной эмоциональности, болезненной страстности, глубокой неудовлетворенности, ностальгии и т. п.

Идеи "соборного творчества", культивируемые символистами, специфически преломились в среде художников-реформаторов, отвергавших символизм Новая попытка широкого объединения левых живописцев была предпринята на Первой футуристической выставке картин "Трамвай В" , открывшейся в марте 1915 года в Петрограде. На выставке "Трамвай В Малевич" представил шестнадцать работ: среди них кубофутуристические заумные холсты "Дама у афишного столба", "Дама в трамвае", "Швейная машина".
История искусства