История искусства Романский и готический стиль

С наступлением ХХ века в искусстве все с большей интенсивностью вершились грандиозные процессы рождения новой эпохи, равной по значимости Ренессансу,когда произошло революционное открытие реальности.

Готическая живопись.

Витраж - Зарождение витража в романскую эпоху. Технико-технологическая специфика искусства витража. Предпосылки его широчайшего распространения в готическом искусстве - в конструкции храмов, в самой природе готической архитектуры. Витраж как синтетическое выражение важнейших духовных, эстетических и стилистических особенностей готической эпохи. Фундаментальная роль и смысл света, его божественной природы, в витражной живописи. Закономерности восприятия. Распространение витража, эволюция стиля.

Проблема иконографической программы витражей. Доминанта типологической иконографии в выборе тем и сюжетов. 

Расцвет витражного искусства с начала XIII века. Витражи Шартра – хронология сохранившихся стекол, стиль и его развитие, темы и сюжеты, размещение в интерьере собора, иконографическая программа. Огромное влияние мастерской Шартра - на витражи Буржа, Санса, Тура, Кентербери, Линкольна..

Витражи Сент Шапель. Памятники витражной живописи в Англии, Испании, Германии, Италии.

Монументальная живопись - Италия как центр готической монументальной живописи вне рамок витражного искусства. Причины сохранения роли и статуса настенной живописи в Италии. Росписи Сан Франциско Ассизского. Готическая живопись Сиенны. Готическая живопись Флоренции. Авиньонский плен пап и искусство авиньонского папского двора. Расцвет монументальной живописи в Авиньоне. Творчество французских и итальянских мастеров. Симоне Мартини в Авиньоне. Монументальная живопись в светских зданиях - дворец в Пуатье, дворец пап в Авиньоне, старый Лувр и др. Искусство французской шпалеры.

Готическая иллюминация. Франция и Англия. Новые типы иллюминированных книг. Значение Псалтырей. Жанровое разнообразие. Стилистическая специфика. Эволюция традиционных школ иллюминации и формирование новых. Памятники готической миниатюры. Нарастание реалистических и натуралистических черт в миниатюре и проблема «реализма» готического искусства. Появление светских мастерских. Роль светского заказчика, особенно из высших слоев аристократии – короли и королевы, принцы и принцессы: королева Бланка Кастильская, Маргарита Прованская, Маргарита Бургундская, королева Жанна Наваррская. Греческая архаика VII—VI века до н. э.— время сложения и укрепления античных рабовладельческих городов-государств, греческих полисов —называются архаическими (от греческого «архайос» —древний). Усиленно строятся и укрепляются города, прокладываются дороги, мосты, водопроводы. Складывается общегреческий рынок, чеканится монета. В это время уже четко прослеживается социальное неравенство и борьба демоса с аристократами, эвпатридами.

1140-1200: развитие региональных стилей, сформировавшихся в романскую эпоху и сохранение в них романских черт. Византийские влияния. Складывание на этой двойственной основе стиля «ранней готики» в живописи XIII века. Формирование корпораций светских миниатюристов и переписчиков, наряду с монастырскими скрипториями. Роль королевских заказов на богато украшенные книги, в которых складывается светский, высоко эстетический стиль. Жанр Библии moralisee. 

Так называемый стиль «мокрых складок» с выраженным декоративным началом прежде всего в трактовке складок (его византийское происхождение и раннее распространение особенно в Англии). Со второй половины XII века: в Англии, в скульптуре северовосточной Франции, в металлопластике региона Мозеля, в манускриптах северной Франции. Типологически - это развитие манеры Николая Верденского и живописный эквивалент скульптуры Реймса. Круг памятников: Псалтырь королевы Ингеборг (между 1200-1200), положивший начало нового этапа в развитии французской иллюминации. Орнамент бордюра, доминанта синего и коричневого на золотом фоне, прекрасная каллиграфическая техника – черты нового стиля. В характере рисунка – английские влияния. Некоторые фигуры – в стиле скульптуры Реймса и Николая Верденского. К этому же стилю – ранние витражи Кентербери (ок. 1200). Основная тенденция его эволюции - к большему натурализму в рисунке складок, формирующих фигуру. Другая линия в его развитии: Альбом Вилара д’ Оннекура (1220). Специфические функции, характеристика стилистической манеры. Влияние реймской скульптуры. Альбом как источник изучения методов работы средневековых мастеров.

Англия и северная Франция - тесное взаимодействие на основе этого стиля, формирование общих художественных черт и тенденций, определивших развитие миниатюры в позднем XII - XIII веках. Ступени проявления в переходный от романики к готике и в раннеготический период: 1) Жизнь св. Аманда (1175), Библия Манериуса (1180). 2) Многие псалтыри, созданные в Англии на рубеже XII-XIII веков и в начале XIII в. - Мюнхенская Псалтырь (1200, Глостер, образец типа инициала, характерного для XII века: спирали, переплетенные с формами, напоминающими восьминог), позднейший мастер Винчестерской Псалтыри, Вестминстерская Псалтырь (1200).

Эпоха Людовика IX Святого (1214 – 1270, коронация в 1226) - одна из художественных вершин в развитии иллюминации. Влияние стиля Николая Верденского. Влияние искусства витража на колорит. Золотые фоны. Очень скоро – влияние архитектурного декора лучистого стиля. 1225-1250: дворцовое искусство французского королевского дома, определенным образом восходящее к Псалтыри королевы Ингеборг - Псалтырь Бланки Кастильской (спорная датировка – 1230 или 1252). В новом решении фона и оформлении миниатюр – усиление влияния витражной живописи на иллюминацию. Памятники близкие к Псалтыри Бланки Кастильской – Псальтырь из Евангелиария Сент Шапель (1240-е), четыре большие Библии moralisees.

Людовик Святой как собиратель рукописей. Псалтырь Людовика Святого (между 1252 и 1270, или 1256) и ее значение в искусстве XIII века (78 страниц иллюминаций во весь лист со сценами из Ветхого Завета), Псалтырь Изабеллы Французской, большая часть Евангелиария Сент Шапель (в 2-х томах, ныне в BN). Начало формирования нового стиля: замена золотого фона на архитектурный под влиянием «лучистой готики», большое значение его декоративных качеств, окончательный отказ от стилистики «мокрых складок». Источник подчеркнутой элегантности нового стиля -в творчестве мастера св. Иосифа, женских и ангельских образов Реймса. Принципиальное для парижской школы новшество декорации листа с текстом в Псалтыри Изабеллы и Евангелиарии Сент Шапель – появление декора и орнамента на полях текста, наряду с декорированным инициалом.

Особый расцвет парижской школы иллюминации к концу XIII века, ее ведущее место среди других европейских школ. Творчество мастера Оноре (? - до 1318). Работал для Филиппа Красивого. Бревиарий Филиппа Красивого (между 1288-1291). Изменение стиля Людовика Святого в его творчестве. Уменьшение композиционной роли орнаментального архитектурного фона, развитие моделирующего рисунка, светотеневая моделировка, применение белил в оформлении складок, выступающих на переднем плане, что дает впечатление пространственного построения планов. Проблема датировки его произведений – самое раннее возможно до 1288. La Somme le Roy - 1290, часть иллюминаций Нюрнбергского Часослова - 1290. Параллели с искусством Каваллини? Складывание стилистических особенностей декорирования Часословов, характерных для парижской школы XIV и раннего XV столетий – в Нюрнбергском Часослове. Более внимательное наблюдение натуры. Появление мотива «заостренного плющевого листа» - будущего декоративного признака парижских манускриптов вплоть до начала XV века. Формирование новой структуры листа: принцип сочетания иллюстрации и текста. В творчестве мастера Оноре – первый пример проникновения влияния живописи итальянской готики на север.

Творчество Жана Пюселля и его вклад в дальнейшее формирование новой стилевой концепции развития парижской миниатюры в XIV веке. Тесная связь с искусством Оноре, работа под его руководством? Первое упоминание - между 1319-1324, при дворе Филиппа Красивого. Сочетание натуралистических и гротесковых элементов в его декоре. Распространение «дролеров» и других маргинальных форм. Возможное пребывание в Италии, влияние итальянского искусства и иконографических схем (Сцена Распятия в Часослове королевы Жанны д’ Еврё, 1325-1328). Бревиарий Белльвилль (1343, или между 1323-1326) – появление типичного обрамления текста, Библия Роберта Биллинга (1327). Интерес к живописному пространству – важнейшая новая черта его искусства. Применение начальных форм перспективы – новшество итальянской живописи позднего XIII века, воспринятое в определенной степени Пюселлем. Элементы трехмерного пространства в Бревиарии Белльвилль (сцена с Давидом и Саулом и др.). Другая новая черта его искусства, перешедшая в искусство второй половины столетия – техника гризайль. Возможно подражание Джотто и его фрескам в капелле дель Арена. Работа итальянских (римских) мастеров в Париже в первые два десятилетия XIV века – вероятный стимул интереса Пюсселя к итальянской живописи. Проблема итальянских влияний – одна из важнейших для понимания стилистических изменений в парижской живописи этого времени. Отсутствие объективных возможностей ее решения ввиду отсутствия памятников, кроме миниатюры.

Английская иллюминация. Первая половина XIII века: сходство с французскими памятниками этого же времени. Псалтырь Роберта де Линдсея (аббат Питерборо, рукопись выполнена до 1222) – параллель с Псалтырью Бланки Кастильской. Большая изощренность стиля, чем у современных парижских рукописей, при схожести моделировок драпировки. Оформление изящных петлеобразных складок ткани, очень популярных в Англии, как характерная атрибуционная черта.

Середина и вторая половина XIII в. Английские Псалтыри около середины XIII века как образцы классического стиля и постепенно формирующихся в нем «манеристических» черт: Псалтырь Амсбари (1240-50), Служебник Генриха Чичестерского, Псалтырь Ившама (после 1246), Тринити Апокалипсис. Параллельно с этим стилем – две другие группы манускриптов. Одна – в Сент Олбанс, связана с Метью Парисом. Творчество Мэтью Париса (школа Сент Олбанс, ум. 1259) - 1250-е годы, синтез островных и континентальных традиций, контурный, расцвеченый рисунок. Historia Anglorum (1250). Вторая группа – связана с тремя манускриптами, подписанными “W. De Brailes”. Творчество Уильяма де Брайля (Оксфорд).

Влияние стиля мастера Оноре и миниатюры эпохи Людовика Святого в целом на английское искусство, прежде всего королевского круга: Douce Apocalypse (1270?, один из лучших Апокалипсисов столетия), Псалтырь Альфонсо – часть иллюминации, лучшая, выполнена до 1284, под сильным французским влиянием. Часть – после этой даты. Распространение дворцового стиля в живописи Вестминстерского аббатства последней четверти XIII века - стенная живопись южного трансепта и алтарь с изображением св. Петра.

Развитие этого направления в английском искусстве XIV века. Псалтырь королевы Марии (1310) – одна из вершин английской иллюминации первой половины века, работа одного мастера, исключительное качество рисунка (223 тональных рисунка на темы Ветхого Завета, 4 миниатюры вне текста перед календарем, 24 - посвященные месяцам, 27 историзированных инициалов, 470 тональных рисунка на нижних полях). Псалтырь из Питерборо или Норича (ранний XIV век, ныне Кембридж) – того же стиля. Их специфическая черта - сохранение самостоятельной роли украшенного инициала. 

 Псалтырь Роберта де Лисля: из двух частей. Одна – историзированные инициалы. Вторая (до 1339) - страница со сценами из жизни Христа, размещенные в сложной многогранной рамки – Рождество, Поклонение пастухов, Поклонение волхвов, Обрезание, Принесение во храм, Бегство в Египет. Частое применение в рукописях шахматного фона с лилиями, геральдическими леопардами и т. д.

Так называемая школа Восточной Англии и отличия ее стиля от школы Парижа. Иная структура листа с точки зрения соотношения текста и декора. Иной принцип заполнения «рамы» декором. Более сильные реминисценции искусства раннего периода британской иллюминации. Сохранение акцента на декорированный инициал. Псалтырь Питерборо (до 1321, ныне в Брюсселе). Псалтырь Сент Омер (1330).

Проблема влияния итальянского искусства на миниатюру Англии, синхронное появление итальянизмов в Англии и Франции, их влияние на систему изображения фигуры. Сцена распятия из Псалтыри Горлестон (1330).

Иллюминация 1350 – 1380: Мастерская эпохи Карла V и влияние искусства Пюсселя. «Maitre aux Boqueteaux»: Библия Жана де Си, Тит Ливий Карла V, Большие французские хроники и др. Контакты с фламандской иллюминацией, ее влияние на французскую.

Влияние гризайля в витраже и в миниатюре. «Пелена из Нарбонны» (ок. 1375) - Распятие с изображениями Карла V и Жанны де Бурбон по сторонам.

Миниатюристы герцога Берийского. Жакмар де Хесден - Большой Часослов (1409), Малый Часослов герцога Берийского. Прямой наследник стиля Пюсселя. В рисунке темах Часослова – влияние Белльвилльского Бревиария. Андре Бонвё – архитектор, скульптор и живописец, сначала у Карла V, с 1396 – у герцога Берийского. Автор надгробных статуй Иоанна Доброго, Филиппа VI в Сен Дени и др. В Псалтыри герцога Берийского – 24 иллюминации с изображениями евангелистов, апостолов, пророков. В человеческих фигурах, выполненных в гризайле - влияние его скульптурного стиля. Братья Лимбурги (Поль, Жан и Арман) - Роскошный Часослов герцога Берийского (закончен после смерти в 1416 г. герцога). Более 120 сцен из жизни Богоматери и святых. Знаменитый Календарь. Значение этого произведения, черты новой эпохи в его стиле. Туринский часослов и его место в истории иллюминации.

Живопись Империи в XIII и XIV веке: заметные отличия в развитии миниатюры в сравнении с Францией и Англией. Сопротивление французским влияниям из-за политической ситуации и отсутствия самого феномена дворцового искусства. Развитие собственного замкнутого стиля «мокрых складок» под сильным влиянием Византии. Круг (связан с именем аббата Вайнгартена Бертольда, 1200-1232) памятников Вайнгартенского служебника (1216) - вариант этого стиля.

Искусство позднего XII и первой половины XIII века (сначала на севере в Тюрингии и Саксонии) – другой вариант византинизирующего стиля, равного по значению франко-британскому. Сходство с мозаиками Сицилии XII века. Распространение стиля на западе и юге до Рейна. Памятники: Две Псалтыри для графа Тюрингии Херманна (умер в 1217) (ныне в Штудгарте и Чивидале). Вторая четверть века - Роспись со сценой Распятия в Санкт Куниберт в Кельне (1247), роспись потолка в Санкт Михаэл в Хилдесгайме (1230-40) и связанные с ней стилистически Евангелиарий из Гослара (1235-40) и Служебник для собора в Халберштадте (между 1240 и 1245). Среди поздних памятников из этой серии - Евангелиарий из Майнца (1260). Экспрессивность стиля – в жестах, в драпировках. Развитие - до 80-х годов. К концу века – вытеснение рафинированным, элегантным, но часто неинтересным локальным повтором парижского стиля. Значение искусства Бургундии в эволюции немецкой иллюминации.

Нарастание французского влияния с начала XIV века, прежде всего в школе Кельна. Освоение опыта мастера Оноре и Жана Пюселля. Диптих из церкви св. Георгия в Кельне (1325-50). 1324 - 1329: создание живописных панно для оформления алтаря Клостернойбург Николая Верденского. Итальянские влияния, знакомство с иконографией и стиля Джотто. Сцена Noli me Tangere.

 Развитие натурализма в немецкой живописи, особенно в Южной Германии.

Проблемы поздней готики.

Типологические проблемы поздней готики во всех видах искусства.

Появление новых художественных центров и школ с середины XIV - Прага и др. Нарастание декоративности с конца XIII века во всех видах искусства - от архитектуры до иллюминации. Декоративизм в английской архитектуре: веерообразные и другие разновидности сводов, не имеющих конструктивного значения.

Светская архитектура позднего периода - новшества в оформлении интерьера и экстерьера (дворец герцога Берийского в Пуатье).

Скульптура Клауса Слютера. Стиль позднеготической скульптуры в Германии.

Встреча готики и Ренессанса в Италии.

Проблемы эволюции или полный разрыв новой художественной эпохи со «старым» стилем? Центры готического влияния в итальянском искусстве Проторенессанса и раннего Ренессанса (Сиена). Готические реминисценции в художественной культуре Италии в XV веке.

Развитие реализма в итальянском искусстве 17 века Краткая характеристика эпохи. Дух и стиль итальянского барокко. Караваджо – глава реалистического направления в живописи 17 столетия.

Балдахин базилики Святого Петра в Ватикане, выполненный Лоренцо Бернини, является ярким представителем художественного стиля, господствующего в это время в архитектуре. Работая над пространством в области главного алтаря, Бернини совместил первоначальную идею с существовавшей прежде идеей 12-колонной пергулы, которая находилась в конце нефа в Старой базилике, построенной при Константине. Размер балдахина соотносится с пространством под исполненным Микеланджело куполом, который имеет динамическую и ясную структуру и является символическим центром собора.

Эстетика барокко не сводится к одному театральному блеску и экстравагантности. Ее сущность шире, чем вкусы католической церкви. Католическая церковь удачно воспользовалась идеями барокко, сделав из искусства роскошную раму католицизма. Тот же Бернини совершенно иначе выполнил частный портрет Констанции Буонарелли – женщины, которую он любил. Ничего парадного, ничего броского, что свидетельствует о новых принципах реализма в искусстве этой эпохи.

Франческо Борромини. Гений-мастеровой. (1599-1667) – представитель стиля зрелого барокко в архитектуре. Интерьер дворцов. Безмятежный и блистательный талант Бернини сформировался в Риме в горячие годы начала века, когда ревностно определялись основные городские объекты. Погруженный в себя и бескомпромиссный Борромини, приехал в Рим около 1619 г. после ремесленного обучения мастерству каменщика в мастерской миланского собора. У него были сложные отношения с культурой и традициями. Борромини работал в тени Модерно и Бернини в непримиримом состязании с последним.

Примитивистская живопись К. Малевича 1912-1913 схожа с "тубизмом" Ф. Леже, но отличается от него большей наполненностью и четкостью объемов. Фигуры крестьян похожи на деревянные игрушки, выполненные в монументальных размерах ("Уборка ржи", 1912; "Лесоруб", 1912-1913). В 1913 году складывается программа сообщества кубофутуристов, объединившего художников и поэтов. В результате совмещения кубистической морфологии объекта с динамикой футуризма рождаются картины, в которых плотная компоновка форм проецируется на пространственные, динамические сюжеты.
История искусства