Готическая архитектура Готическая живопись Рекламная фотография на современном этапе

История искусства Романский и готический стиль

Для Казимира Малевича кубизм становится важным этапом в творческом развитии, переходом к геометрической абстракции. Художник составляет ряд теоретических текстов. "Если ты стремишься изучать искусство, то - изучай кубизм", "Если хочешь стать творцом - изучай кубизм"

Романская иллюминация. Развитие богословия в XII веке, традиции изучения и толкования Библии. Типы и виды иллюминированных книг. Большие романские иллюстрированные Библии. Нарастание роли Псалтыри и их специфика как книг для домашнего, частного использования. Активное иконографическое творчество, эксперименты со старыми изобразительными схемами, создание новых. Грабарь: Творчество в области иконографии предшествует творчеству в области стиля. Ведущая роль Франции в этих процессах. Аспекты иконографического творчества (умозрительный, типологический и т.д.). Роль византийских образцов – прежде всего в стилистике.

Роль манускриптов как носителя и распространителя иконографических формул, их значение для достижения относительного иконографического единства на территории распространения стиля.

Французская иллюминация.

Иллюминация первого романского стиля. Скрипторий Флери. Сакраментарий из Бовэ, нач. XI в. Связи с испанским искусством на юго-западе Франции. Апокалипсис из Сен Севера, сер. XI века – единственная рукопись по комментариям Беатуса, созданная вне Испании.

Группа северных скрипториев Франции и оживление их деятельности с конца X века. Истоки формирования их стиля: А) влияние переживающего расцвет англо-саксонского искусства, Б) их собственные традиции так называемого франко-саксонского направления. Дизайн в условиях сталинского режима. Классические мотивы в предметном формообразовании

Скрипторий аббатства Сен Бертен. Расцвет при аббате Одберте (986-1007). Жизнь св. Бертена. Псалтырь Одберта, Евангелие из Сен Бертена.

Скрипторий аббатства Сен Вааст. Развитие его стиля под влиянием Сен Бертена. Библия Сен Вааст, II четверть XI в., в 3-х томах. Ведущая роль орнамента в декорации листов. Миссал Сен-Дени, сер. XI в. Лучший памятник школы, среди лучших во Франции XI столетия. Сцены Иисус во славе, Иисус Христос и Сен Дени. Скрипторий аббатства Сент Аманд. Жизнь св. Аманда, сер. XI в.

Скрипторий аббатства Сен Жермен де Пре. Псалтырь Сен Жермен де Пре. Изысканный графический стиль, высокая культура рисунка и орнаментации инициалов. Влияние на серию кодексов, среди которых – Жизнь св. Жермена.

Скрипторий аббатства Монт Сен Мишель. Расцвет со второй половины XI века. В его основе – соединение тех же двух тенденций, которые определяют в целом французскую иллюминацию XI столетия: каролингское искусство прежде всего франко-саксонского направления и влияние современной английской иллюминации. Сакраментарий Монт Сен Мишель.

Значение искусства северных школ и Иль де Франса XI века: комбинации и трансформации различных художественных моделей, иконографические поиски, предвосхищающие будущее развитие искусства западноевропейского региона.

Иллюминация зрелого романского стиля. Северные (норманнские) скриптории. Продолжение традиций XI века, влияние англо-саксонского стиля, интерес к историзированному инициалу и практическое отсутствие иллюстраций в полный лист, часто – техника перьевого рисунка с легкой акварельной расцветкой. Расцвет норманнских скрипториев – третья четверть XI века – вторая четверть XII века. Три основных центра – аббатства в Фекане, Жюмьеже, Монт-Сен-Мишель. Памятники: Moralia in Job св. Григория, 1100-1110, Комментарии на Исайя св. Иеронима, около 1100, Жюмьеж. Последняя четверть XII века – нарастание островных влияний стиля «мокрых складок», постепенное формирование стилистической близости региона северной Франции, Англии, Low Countries, ее значение для развития раннеготической иллюминации. Памятники: Жизнь св. Аманда III (Сент Аманд, 1175), Библия Манериуса (Сен Бертен, 1180). 

Школа Пуату. Расцвет с конца XI до конца XII века. Индивидуальный, с ясно выраженной стилистической характеристикой и очень развитой живописной техникой стиль, графическая трактовка фигур, динамика в построении сцен. Дискуссия об его истоках. Стилистическая связь с монументальной живописью, прежде всего в Сен Савен. Распространение влияния на Лангедок, район Пиренеев, Англию. Памятники: Жизнь св. Радегонды, посл. четверть XI века, Жизнь и чудеса св. Обена, конец XI в. - сходство с росписями в крипте Сен Савен. Жизнь св. Мартина, конец XI в. Сходство с первой рукописью, но – техника перьевого рисунка. Турская школа: в сфере влияния Пуату, так же, как и в монументальной живописи. Евангелие из Анжера, I треть XII века.

Школа Лиможа: скриптории в Сен Марциал и Сент Эттьен и их разная стилистическая направленность. Сен Марциал: сочетание итало-византийских влияний через иллюминацию Клюни с местными. Вторая Библия св. Марциала, около 1100 г. Сент Эттьен: Сакраментарий св. Эттьена, около 1100 г. – яркий и оригинальный мастер. Лиможские эмали и живопись – проблема влияний.

Скрипторий Клюни: Рукописи, образующие одну стилистическую группу с росписями в Берзе-ля-Вилль (начало XII века): Лекционарий из Клюни и др. Сочетание итало-византийских черт манеры мастера Берзе-ля-Вилль с оттоновским стилем украшения инициалов. Гипотеза об его участии в их украшении. Вторая волна византийских влияний в Клюни к концу XII века и монументальные Библии, с ней связанные: Библия из Совиньи (конец XII века), Библия из Лиона (два кодекса), Библия из Фрессака, Библия из Клермона. Отен и Клермон-Ферран: еще более явно выраженные византийские влияния: Сакраментарий из Отена, Сакраментарий из Клермон-Феррана.

Цистерцианские манускрипты: влияние идей св. Бернара. Отказ от богатого декора, применение монохромного инициала (Библия из Клерво). Скрипторий в Сито при аббате Стефане Хардинге – Библия из Сито (Библия Стефана Хардинга, 1109). Moralia in Job св. Григория (около 1111) – связь с докаролингской традицией Псалтыри Корби. Проблема авторства рукописей – возможно, один мастер, принадлежащий к англо-саксонской традиции Псалтыри Сент Олбанс. Творчество второго художника Сито этого времени – развитие другой линии, являющейся синтезом итало-византийских влияний с каролингскими чертами школы Карла Лысого. 1130-1140-е годы – время влияния этого мастера в Бургундии, искусство которой оказалось более восприимчивым именно к этой тенденции и причины этого, коренящиеся в характере бургундского искусства. Памятники – Комментарии на малых пророках св. Иеронима, I четверть XII века.

Английская иллюминация. Английские школы миниатюры и их искусство - среди вершин художественных достижений романики. Сложное переплетение собственных англосаксонских традиций и византийских влияний, проникающих из искусства норманнов на Сицилии. Широкий экспорт английского искусства на континент, миграция островных мастеров во многие страны (Франция, Испания, юг Италии и др.), частый переход миниатюристов к монументальной живописи.

Отсутствие синхронности в эволюции разных видов искусства в Англии после 1066 года: в архитектуре – очень быстрое складывание норманнского стиля и широкая строительная деятельность, в миниатюре – продолжение англо-саксонских традиций и некоторый застой. Школа Кентербери – к этому архаизирующему направлению. Памятники – О граде Божьем св. Августина (1120), Евангелие из Кентербери (1110-1120). 1120 год – новый этап в эволюции школы, под влиянием художественных связей с норманнским королевством в Сицилии. Итало-византийские черты.

  Формирование оригинального романского стиля в английском искусстве – в новых художественных центрах, не отягощенных старыми традициями. Скрипторий аббатства Сент Олбанс: Псалтырь Сент Олбанс (1121-1123), Новизна стиля, богатство иконографических формул. Участие двух художников, первый из которых – среди лучших мастеров XII века (Омовение ног и другие евангельские сцены).

Скрипторий аббатства Бари Сент Эдмунд – развитие под определенным влиянием Сент Олбанс. Жизнь св. Эдмунда – предположительно авторство первого мастера Сент Олбанс. Псалтырь Шефтсбери (1130-1140) – очень близкий ученик мастера Сент Олбанс. Новое направление искусства скриптория при аббате Ансельме и проникновение италовизантийских влияний. Библия Бари Сент Эдмунд (около 1135) и творчество мастера Хуго, связанное с этим направлением. Его стиль – чувство анатомии человеческого тела, воздействие манеры «мокрых складок», знакомство с константинопольскими образцами, или напрямую, или через Клюни. Влияние искусства Хуго на другие английские скриптории.

Развитие искусства Кентербери в середине и второй половине XII века: в начале периода – давление собственных традиций. Два центра: аббатство св. Августина и церковь Христа (оба бенедиктинские). Псалтырь Эдвина (1147) – копия Утрехтской. 1140-1150 – Библия аббатства св. Августина, так называемая Библия Ламбет. Влияние стиля мастера Хуго, византинизмы, иконографические совпадения с континентальными памятниками, в частности – каталонскими. Круг памятников Библии Ламбет, стилистически с ней сходных, – Евангелие из Лиссиса, руки самого мастера Библии Ламбет, (его значение для северофранцузских скрипториев), Винчестерская Псалтырь (Псалтырь Анри де Блуа, 1150). Истоки сходства: подражание Хуго, византийские влияния, предполагающие непосредственное знакомство с константинопольскими манускриптами.

Винчестерская школа: Винчестерская Библия – лучший памятник романской островной иллюминации. Комплексная природа памятника, отразившая эволюцию школы с середины XII века до 1180. Сохранение традиций иллюстрованного инициала. Некоторые миниатюры конца периода – в русле готического искусства. В это же время – усиление византийских черт в творчестве второй группы художников Библии на основе контактов с искусством Сицилии.

 Распространение Бестиариев в Англии в XII – XIII веках, влияние Этимологии Исидора Севильского, Physiologus. Бестиарий из Британского музея, Бестиарий из Линкольна.

Вестминстерская Псалтырь (конец XII века) – полная утрата англо-саксонских черт, близость к византийским моделям.

Русские художники самых различных направлений заимствуют кубистический язык и, включая его в собственные пластические системы, дают ему новую жизнь. Один из примеров такой переработки дает творчество Аристарха Лентулова. Он принадлежит к объединению "Бубновый валет" (осн. в 1911). Художники этого сообщества стремятся претворить в своих холстах яркую красочность крестьянского лубка, ярмарочных зрелищ и народных гуляний. Пройдя курс обучения в академии "Ла Палет" у Ле Фоконье, А. Лентулов обогащает свой живописный язык кубистической лексикой.
История искусства