История искусства Романский и готический стиль

Для Казимира Малевича кубизм становится важным этапом в творческом развитии, переходом к геометрической абстракции. Художник составляет ряд теоретических текстов. "Если ты стремишься изучать искусство, то - изучай кубизм", "Если хочешь стать творцом - изучай кубизм"

Скульптура Италии. Стиль, иконографические схемы, темы и образы. Влияние скульптуры Прованса на Италию. Проблема авторской скульптуры. Творчество Никколло, творчество Вилигельмо. Скульптор и архитектор Бенедетто Антелами - формирование и эволюция стиля. Проявление новых норм и принципов построения пространства и моделировки фигуры в его композициях. Творчество Антеллами как объективное звено между античной и ренессансной пластикой. Пармский баптистерий – архитектурное и пластическое творение Антелами. Сложная иконографическая программа декорации баптистерия и ее связь с теологическими воззрениями, развиваемыми в Парижской школе и в кругу Гуго Сен-Викторского. Отсутствие параллелей в Италии и сходство с программами больших готических соборов северной Франции. Скульптура экстерьера, скульптура интерьера, фигуры сезонов и месяцев. Авторские скульптурные произведения Антелами в баптистерии и их стилистическая характеристика. Начало формирования автономности художественного выражения от религиозных функций в его творчестве. Рельеф Антелами «Снятие с креста» из Пармского собора. Скульптура портала собора в Фиденце и проблема возрождения статуарной скульптуры.

5. Романская монументальная живопись. Хронология и географическое распространение: отсутствие синхронности эволюции в разных регионах: раньше всего во Франции (начало или первая половина XI века), в Англии – с начала XII века. Формирование романского стиля: очищение романского изобразительного языка, закончившееся на рубеже XI-XII, от художественных черт каролингского и оттоновского искусства, сложение его собственных стилистических характеристик, выработка принципов изображения человеческой фигуры, «романская экспрессия», линеарность и графичность, потеря объема, контурность, иное соотношение фигуры и фона, новые средства выражения пространственно-временных параметров.

Индукция взаимовлияний между миниатюрой и монументальной живописью от Оттонов к романской эпохе: в оттоновское время фреска как большая миниатюра, в романское время – наоборот. Первый малолитражный легковой автомобиль "Ким 1" (Коммунистический интернационал молодежи", 1940 г.

Проблема византийских влияний: одна из важнейших для понимания развития стиля. Первая волна византийских влияний – последняя четверть XI века, через искусство Монте Кассино, затем Рим, Венецию и юг Италии.

Вторая волна византийских влияний: вторая половина XII века, роль Венеции и Сицилии в этих процессах. Более глубокий характер: распространение на север и юговосток Франции, Зальцбург, юг Англии, долину Рейна.

Развитие иконографии. Композиционные и иконографические нормы в репрезентативных и «исторических» сюжетах. Региональные тенденции: «умозрительная» (Франция), «антикварианизм» (Италия), разработка камерных повествовательных житийных циклов (Англия). Сравнительная характеристика иконографических принципов и их роли на Западе и в Византии. Сопротивление византийским влияниям в сфере иконографии. Основные иконографические схемы и сферы их происхождения.

Наиболее распространенные темы и сюжеты:

А) Религиозная тематика: сцены и эпизоды Ветхого Завета – Сотворение мира, История Адама и Евы, История Каина и Авеля, История Ноя и потоп, Вавилонская башня, История Авраама, История Иакова, История Иосифа, Исход, История Давида. Христологический и мариологический циклы, Жития святых, Пороки и добродетели (персонификации, психомахия и др.), эсхатологический цикл (Сошествие во ад, Апокалипсис, иконография Маэсты и др.)

Б) Светская тематика: изображения исторических лиц («портреты» пап, императоров, королей, аббатов, донаторов и др.), военные и рыцарские сцены, работы месяцев.

Колорит (ограниченная, локальная палитра), и технико-технологические особенности росписей (фреска – в Италии, «греческая» манера – во Франции). Распространение мозаики в XII веке в Италии. Структурная и архитектоническая роль живописи в декорации храма. Система расположения росписей (тем, сюжетов, образов) в интерьере храма – общие принципы и региональные отличия. Сравнение с Византией. Взаимовлияния между живописью и скульптурой.

Относительность понятия школы, особенно в национальном аспекте из-за сохраняющегося «монастырского» характера искусства.

Живопись Франции. Традиционное разделение сохранившихся монументальных ансамблей на четыре «школы» по стилистическим признакам: а) фрески западной и центральной Франции, «школа светлых фонов». Живописный ансамбль в Сен Савен сюр Гартан. б) фрески Бургундии и юго-восточной Франции, «школа синих фонов». Влияние Клюни и византинизирующего искусства Монте Кассино. Живописный ансамбль в Берзе ля Вилль. в) живопись Оверни. г) живопись восточных Пиренеев и связь с искусством Каталонии.

Сен Савен сюр Гартан и школа Пуату. Живописный декор храмов Пуату, обладающий стилистическим единством - около 1100 г., во время правления Гийома IX. Сен Савен – лучший памятник школы: 4 части живописного ансамбля с разной тематикой и разными иконографическими влияниями. A) Живопись du porche – сцены Апокалипсиса и Маэста. Б) Живопись трибун в le porche – сцены Страстей и изображения святых. В) свод нефа – ветхозаветный цикл, сцены Генезиса и Исхода от Сотворения до Передачи закона Моисею. Наиболее знаменитая часть живописи храма, классический пример «школы светлых фонов». Г) живопись крипты – мученичество св. Савена и св. Киприана, Маэста. Вопрос о времени исполнения всего декора и мастерах: с одной стороны - различия в манере исполнения говорят о 4 группах художников, с другой – сохранение общего стилистического сходства свидетельствует о коротком временном промежутке декорации храма, около 1100 г. Памятники Пуату, близкие по стилю к Сен Савен: Сен Хилер ле Гран, Нотр Дам ля Гранд, Баптистерий Сен Жан (все – в Пуатье) – работали те же мастера?

Влияние стиля Сен Савен и стиля Пуату на другие регионы: Турская школа – Сен Жюльен в Туре, крипта храма Сен Никола в Таване (трансформация стиля Сен Савен в сторону усиления графичности и экспрессии, рисунок более сухой и нервный. Тема психомахии). Живопись храма Сен Мартен в Ноан-Вике как вариант стиля Пуату (I четверть XII века) - проблема сходства и яркая оригинальность памятника. Версия о народном, примитивном характере живописной манеры, или о каталонском происхождении художника.

Берзе-ля-Вилль и школа синих фонов: переложение стиля Клюни в монументальной живописи. Византийские влияния, но в иконографии композиции в апсиде – сочетание двух, чисто римских, тем: Traditio legis и Иисус Христос среди апостолов (начало XII века).

Романская витражная живопись и ее связь со стилем Пуату: основные памятники – в западных провинциях. Основные центры – Вандом, Ле Ман, Анжер, Пуатье. Время создания – 1140 – 1170-е годы. Стиль – эволюция и интерпретация поздней стадии искусства Пуату.

Живопись Италии. Место и значение итальянских художественных центров в искусстве Западной Европы этого времени. Роль античного и раннехристианского наследия в итальянском искусстве и ориентация ряда школ на него. Италия как место встречи разнообразных художественных влияний – византийских, арабских, заальпийских. Региональные стилистические отличия. Возрождение и экспансия искусства мозаики в XII веке. Влияние византийского искусства на эти процессы.

Романская иллюминация. Развитие богословия в XII веке, традиции изучения и толкования Библии. Типы и виды иллюминированных книг. Большие романские иллюстрированные Библии. Нарастание роли Псалтыри и их специфика как книг для домашнего, частного использования. Активное иконографическое творчество, эксперименты со старыми изобразительными схемами, создание новых. Грабарь: Творчество в области иконографии предшествует творчеству в области стиля. Ведущая роль Франции в этих процессах. Аспекты иконографического творчества (умозрительный, типологический и т.д.). Роль византийских образцов – прежде всего в стилистике.

Немецкая иллюминация. Формирование нового стиля – итог имманентной эволюции оттоновской иллюминации в сочетании с итало-византийским стилем, часто идущим из Клюни. Большая близость немецкой иллюминации к Италии, чем к Франции. На рубеже XII-XIII веков – нарастание многообразия и экспериментов на фоне отсутствия последовательной эволюции. Точки схода между различными центрами: влияние «византийской волны» последней трети XII века и новый интерес к изображению человеческой фигуры.

Готический стиль Эпоха готического искусства. Формирование национальных государств. Генезис, истоки и специфика национальных культур. Ослабление Империи, рост влияния и значения Франции и Англии. Борьба между ними. Великая Хартия вольностей и создание английского парламента. Создание французского парламента при Людовике Святом. Победа Реконкисты в Испании. Рост городской культуры. Рост светской культуры, образования. Роль куртуазной культуры. Роль рыцарства. Крестовые походы, взятие Константинополя. 

Русские художники самых различных направлений заимствуют кубистический язык и, включая его в собственные пластические системы, дают ему новую жизнь. Один из примеров такой переработки дает творчество Аристарха Лентулова. Он принадлежит к объединению "Бубновый валет" (осн. в 1911). Художники этого сообщества стремятся претворить в своих холстах яркую красочность крестьянского лубка, ярмарочных зрелищ и народных гуляний. Пройдя курс обучения в академии "Ла Палет" у Ле Фоконье, А. Лентулов обогащает свой живописный язык кубистической лексикой.
История искусства