История искусства Романский и готический стиль

Русские художники были хорошо осведомлены о западноевропейских новинках. Объекты нового европейского искусства можно было увидеть на выставках, проходивших не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. Журнал "Золотое руно" публикует произведения французских мастеров.

Исскуство раннего средневековья

Эпоха каролингов и развитие культуры. Значение реставрации западной империи для развития культуры региона. Культурная политика Карла Великого, ее цели и задачи, влияние на архитектуру и искусство. Реформы, связанные с монастырской жизнью и образованием. Реорганизация средневековых школ Карлом Великим. Алкуин Йоркский - советник короля по культуре и образованию. Введение Алкуином трехступенчатого обучения. Идея «новых Афин». Теодульф и другие соратники Карла Великого.

Проблема эклектизма каролингской культуры и вариативности сочетаний разнородных влияний в ней. Специфическое значение понятия «возрождение» в каролингской культуре. “Renaissance” и “renovatio”.

Значение философских и богословских трудов Иоанна Скотта Эриугенны. Начало «первой схоластики».

Возвращение к идее о постоянной столице государства по типу Рима, и ее устройство в Аахене. Превращение Аахена в культурный и художественный центр государства, соперничество с Римом и Константинополем, идея «второго Рима».

Иконоборчество на Востоке и Каролингская империя: отказ от почитания икон и его последствия для изобразительной традиции христианского Запада. Политика Карла Великого в отношении церкви. Введение формулы “filioque” и дальнейшее расхождение западной и восточной церквей.

Твердые плиточные краски В старину приготовлялись исключительно твердые акварельные краски, в настоящее время твердые краски предназначаются главным образом для чертежных работ, для выполнения проектов, планов и т. п.; у немцев они носят название «Tushfarben». Высший сорт красок этого вида служит, впрочем, и для живописных целей; таковы, например, краски для живописи миниатюр. Наиболее дешевый сорт красок предназначается для школ и детей.

Искусство каролингского “возрождения”.

Характерные особенности. Определяющие тенденции: программный поворот к константиновскому Риму, подражание его культуре и искусству; соперничество с византийской империей. Эмиграция византийских мастеров в Западную Европу, вызванная иконоборчеством, и нарастание византийских влияний в архитектуре и искусстве каролингов.

Черты, доминирующие в искусстве каролингов: восточные влияния, варварские истоки, возрождение антропоморфного начала и монументализма, характерных для раннехристианского искусства. В разных регионах – разные соотношения этих компонентов. Монументализм в архитектуре и в настенной живописи. Доминанта фигуры человека в иллюминациях и мелкой пластике (знаменитые каролингские оклады Евангелий). Вместе с этим – отсутствие жанра монументальной скульптуры и причины, его обусловившие.

Принципиальное отличие каролингского типа фигуры (человека и животного) от того, который складывается в англо-ирландской иллюминации и восходит к древней кельтской культуре, обогащенной восточными элементами. Полярность двух типов искусства и, одновременно, проявление стремления к взаимопроникновению. Место их встречи: в северных монастырских скрипториях, (Сен Галл, Сент Аманд и др). Роль каролингского искусства в эволюции западноевропейской художественной культуры в раннее Средневековье, определяемая его стадиальной характеристикой: начало перехода от варварского состояния к новой западной цивилизации.

Типология иконографии (по А. Грабарю): А) «Умозрительная» (cerebrale) – способ выражения в визуальных схемах интерпретаций и толкований текстов Священного Писания. Отражение в этом иконографическом типе фундаментальных особенностей западного христианства. 

Б) «Типологическая» иконография – способ визуального воплощения идеи мистического соответствия событий Ветхого и Нового Заветов, прообразовательных функций Ветхого Завета по отношению к Новому.

Усиление дидактической роли и значения иконографии с каролингской эпохи. Элитарный характер этого искусства. Создатели <tituli> - эрудиты при дворе Карла Великого. 

Архитектура каролингов. Разнообразие конструкций и высокое техническое качество архитектуры каролингов. Типология культовых зданий:

Центрические сооружения. Место центрических сооружений в каролингской архитектуре. Палатинская (Аахенская) капелла. Отношение к прототипу - Сан Витале в Равенне: сходство и различия. Устройство на западных хорах тронный зал Карла Великого - один из истоков формирования западного культового центра в каролингской и оттоновской архитектуре. Архитектурное решение Жерминьи-де-Пре - капеллы Теодульфа. Два истока архитектурной концепции и изобразительного строя памятника: А) Типологическая близость к вестготской архитектуре и изобразительному искусству - наличие подковообразных арок, решение внутреннего пространства, характер архитектурного стукового декора. Б) Восточные корни и вопрос о наличии восточного прототипа у капеллы. Ее влияние на архитектуру Сан Мигель де Линьо (север Испании) и соотношение этой постройки с тем же восточным прототипом. Капелла в Беневенто.

Большие бенедиктинские базилики с двойными культовыми центрами и апсидами на противоположных концах храма (западном и восточном) и, иногда, с двойным трансептом (базилики аббатств Сен-Галлен, Сен-Рикьё, Алет). Античные корни плана с двумя апсидами и каролингское происхождение плана с двумя трансептами (Фульда, Центула, старая базилика в Кельне). Эволюция второго типа в огромных романских базиликах в Рейнской области (напр. соборы в Вормсе и Майнце).

 Появление башен-звонниц по сторонам хора, как часть здания. Появление деамбулатория с лучевыми капеллами (венок капелл) в Туре, Клермон-Ферране и др. Клермон-Ферран - древнейший пример (освящение храма – в 946 г.). Распространение этого образца в районе Луары - Тур, 994 г., Нант, 992 г., Манс, 995 г., Сент-Эньян в Орлеане. Перспективность этого решения и начало формирования таким образом программы больших романских паломнических храмов XI-XII веков. Появление цилиндрических и четырехугольных опор (Saint-Philiber-de-Grandlieu, конец IX века). Значение их применения для перехода от архитектуры с опорой на стенах к функциональной архитектуре и значение этих процессов для генезиса готической архитектуры. 

Аббатство в Корвее и полноценное оформление каролингского вестверка. Эволюция архитектурной формы и функций вестверка в оттоновской и романской архитектуре. Появление сооружений, целиком перекрытых сводами (Аахен, Жерминьи, нижний этаж вестверков).

Структурные элементы каролингской архитектурной композиции, получившие прямое развитие в архитектуре романского стиля: вестверки – у истоков появления романских tours-porchees, развитие башен по сторонам – предвосхищение будущих двубашенных фасадов.

Нерешенные проблемы конструкции и художественного образа каролингского храма, решение которых относится к важным тенденциям развития самой романики: А) сохранение плоского перекрытия центрального нефа. Поиск сводчатых перекрытий и связанные с ним вопросы прямого освещения и погашения распора свода – сфера романики XI века. Б) Сохранение автономности разнообразных техник, украшающих здание изнутри и снаружи (мозаика, живопись) - существуют изолированно, не сливаясь в удивительное единство, подчиненное архитектуре, типичное для романики. В) Отсутствие в каролингском искусстве синтеза архитектуры и монументального скульптурного декора и его причины.

Значение каролингских мраморных рельефов для появления монументальной романской скульптуры. Действие в них двух основных принципов, определивших затем оригинальность романской пластики: принцип тесной адаптации изображения к кадру, определяемому каменным блоком; орнаментальная компоновка фигур.

Монументальная живопись каролингов. Стиль, формирование развернутой иконографической системы декорирования культового сооружения. Памятники, сохранившие классическую каролингскую традицию. Итальянская живопись эпохи каролингов и проблемы сохранения античных реминисценции. Влияние искусства Византии на иконографию и стилистическую специфику.

Мозаика апсиды капеллы Жерминьи де Пре «Ковчег Завета». Византийские стилистические черты, вопрос об исламских влияниях через испанские памятники. Уникальные особенности - связь с испанскими иудейскими Библиями и решением этой сцены в них. Точки соприкосновения между иконографией сцены и текстом Libri Carolini.

Фрески капеллы Сент Этьенн в крипте Сен Жермен в Оксерре. Источники выбора, стилистических особенностей и иконографии сцен - раннехристианские памятники Рима (живопись катакомб, мозаики Санта Мария Маджоре).

Фрески храма Святого Иоанна в Мюстере. Вариант североитальянского искусства. Сцены Ветхого и Нового заветов, повествовательный характер их построения. В трех апсидах – изображение Христа и сцен из жизни Иоанна Крестителя, св. Стефана, свв. Петра и Павла. Зарождение классической средневековой системы декорации храма. Самый ранний пример традиционного размещения Страшного суда на западной стене. Источники стилистических особенностей, выбора и иконографии сцен - иной, по сравнению с предыдущим, круг раннехристианских памятников Рима (Санта Мария Антиква, Сан Клементе). Вытекающие отсюда специфические черты стиля Мюстера и отсутствие черт собственно каролингского искусства. Влияние фресок Мюстера на живопись капеллы Сен Бенуа де Маллес, близ Больцано.

Фрески крипты Сен Максимин в Трире. Сцена Распятия и ее стилистическое сходство с манускриптами северной Европы. 

Докаролингская миниатюра: Евангелие Гвиндохина из Возевия, (754, Люксёй) - сильнейшее влияние островной миниатюры, Псалтирь Корби (около 800 г.) - проблема иранских, сасанидских влияний. Античные и раннехристианские истоки иконографии инициалов (Кассиодор, сцены скачек на колесницах и соревнований атлетов на римских саркофагах). Сходство стиля Корбийской Псалтыри с Темпьетто в Чивидале, в том числе в плане ирано-сасанидских черт орнамента.

Евангелие Сент Круа в Пуатье. Эвангелиарий Годескалька (781-783) - у истоков дворцового стиля. Скрещение восточных, островных и римских влияний. Синтез черт, типичных для каролингского стиля.

Фрески Сан Винченцо в Галиано, северная Италия – параллель с Оберцелле. Миниатюра Оттонов. Развитие стиля от каролингов к Оттонам, место и значение каролингских элементов. Евангелия – среди лучших книг эпохи. Дальнейшее развитие каролингского типа портретов евангелистов. Развитие и усложнение христологического цикла. Проблемы византийских влияний. Изменения в иконографии. Нарастание мистицизма, отвлеченности, абстракции. Удаление от античных реминисценций. Формирование ряда черт романского стиля.

Искусство Испании X века. Архитектура. Региональная специфика испанской архитектуры. Освоение форм французского монастырского зодчества. Влияния ислама. Проблема мосарабского искусства и архитектуры. Мосарабские черты в Сан Мигель де Эскалада (боковая галерея, по типу ливана в мечетях, подковообразные арки и план апсиды). Круг мосарабских памятников (между серединой IX и первой половиной X): храмы Сан Кир де Педрет, Сан Мартин де Феноллар, Сан Фелиу де Боада

В России зерна кубизма пали на плодоносную почву. На рубеже веков русское искусство после длительной задержки на стадии социального реализма быстро наверстывает упущенное. В этот период ускоренного развития оно расширяет поле собственной творческой свободы путем освоения разнообразных стилевых эталонов, выработанных мировой художественной культурой. В фокусе внимания одновременно находятся каноны западного и восточного искусства, древности и современности, средневековья и классики, крестьянского фольклора и аристократической живописи ХVIII века
История искусства