История искусства Романский и готический стиль

Русские художники были хорошо осведомлены о западноевропейских новинках. Объекты нового европейского искусства можно было увидеть на выставках, проходивших не только в Москве и Петербурге, но и в провинциальных городах. Журнал "Золотое руно" публикует произведения французских мастеров.

Византийскме постройки Италии 11-12 веков

Византийские мастера 11—12 вв. работали и вне пределов империи, в частности в Италии. Это получило наиболее яркое отражение в памятниках Венеции и Сицилии, то есть тех мест, которые исторически были особенно тесно связаны с Византией. Не подлежит сомнению, что приезжие мастера работали здесь совместно с местными в общих артелях; со временем в этих итальянских центрах вырабатывались свои, отличные от Византии, формы искусства. Собор Сан Марко в Венеции. Он представляет в основе равноконечный крест, вписанный в план пятинефной базилики. По сути 5 крестово-купольных храма, соединенных рукавами. Каждый из отрезков креста, перекрытый отдельным куполом, повторяет в системе оформления ту же тему креста в квадрате. Вместе с угловыми помещениями это создает группу из девяти взаимно подчиненных и связанных системой купольного покрытия пространственных подразделений. Все эти боковые части подчинены центральному помещению, купол которого выделен своими размерами. Общая система здания строго продумана и логически завершена. Внутри здание украшено наподобие византийских храмов: внизу плитами мрамора, а вверху разновременными мозаиками. Мозаики Сицилии. Воздействие византийского искусства ощущается особенно сильно на мозаичном убранстве сицилийских памятников периода норманнского королевства (от. серед. 12 в. до серед. 13 в.). Константинопольские мастера работали в соборе Чефалу (сороковые годы 12 в.). Система расположения мозаик приобретает здесь, как и в некоторых других памятниках Сицилии, своеобразные черты, обусловленные иными формами церквей. Поскольку в них отсутствует купол (они имеют базиликальную форму), центральная фигура Христа, резко выделяющаяся своими размерами, перемещается в конху абсиды; ниже расположены богоматерь и архангелы, в следующем поясе — апостолы и т. д. При строгости типов и некоторой абстрактности в их передаче, возросшей плоскостности и линейности здесь не утрачено представление о строении тела, лица индивидуализированы, колорит отличается чистотой и мягкостью переходов. Если в алтарных мозаиках Чефалу исследователи видят работу константинопольских мастеров, то в других частях того же здания, так же как и в ряде других памятников, очевидно, работали местные мастера — члены той же артели мозаичистов, постепенно все более освобождавшиеся от воздействия своих византийских учителей. Палермо. Храм Сан Катальдо 12 век. Базилки 3нефная,с 3 куполами необыной формы и красного цвета(арабские) Стены- каменная кладка, членение как у нормандских замков. Плоские арки, гладкие стены, Крепостной характер Перед храмом колокольня

Тип пятикупольного храма в византийской архитектуре

Фессалоники. Новые церкви (так как мало потрадало от крестоносцев) Ц.Апостолов 1310-1313 гг. Централное ядро-кретосво-купольный рам на 4 колонках. Вокруг круговой обход с 4 куполами—итого 5 куполов. +нартекс и экзонартекс Башнеобразный силуэт, разновысотные объемы. Кирпичный орнамент Центральынй купол доминирует. По этому образцу ц.Екатерины нач 14 века Центр- крестово-купольный храм на 4 колонках+ обходная галерея с 4 куполами Центр.часть выделена высотой. Ц.св.илии пророка 1360—80-ые.Тип:триконх+нартекс с 3 куполами и экзонартекс Центральный купол очень большой Опорыне колонны сдвинуты к стене Кирпичные орнаменты . Церковь Св. Апостолов в Салониках. Неф имеет многочисленные сходства с византийскими сооружениями. Алтарное пространство и притвор включены в ансамбль. Западный неф мог служить внешним притвором. Похоже, что восточные стороны боковых нефов служили даже часовнями. Наличие четырех угловых куполов при пятиугольной схеме с тремя большими нефами являлось существенным элементом --- увеличение кол-ва помещений внутри одного здания. В церкви Апостолов притвор обретает форму внутреннего портика. С одной стороны он открыт на запад, а с другой – на боковые нефы. Четыре угловых купола – существенный элемент. Два западных не расположены по углам здания. Их положение на пролетах галереи предполагает наличие прямой связи между четырьмя малыми куполами и центром церкви. в церкви Святой Екатерины заложены все та же идея пространственной трактовки, но в более лаконичном виде. Неф напоминает о тенденциях или,, более точно, о различных стилях. культовые памятники Салоник отражают эпоху, при которой необходимость отвечать на требование времени стимулирует сооружение симметричных дополнительных пристроек к основному помещению церкви. Церковь Святого Илии. В своем плане, конструкции, формах и материалах это сооружение соединило все то, что определяет специфическую особенность строительства во втором по значению городе Византии. Четыре небольших купола накрывают пространство, полностью отделенное от четырех часовен. Не зависящие от основного пространства часовни, несомненно, были построены для того, чтобы там тоже служили богослужения.

Архитектура Палеологовского периода

1261 год Михаил 8 Палеолог отвоевал Константинополь—восстановление империи. Город сильно разрушен—необходимость восстанавливать. Ц.св.Софии в Трапезунде. первоначально 10 век. затем перестройка 13 века. Крестово-купольный храм на 4 колонках с 3 апсидами+3 притвора Внешний облик: гладко обтесанные каменные блоки(вост.черта) Восточный декор в притворах—тимпаны с рельефами(геом.орнамент) Карнизы как на сирийских базиликах. В привторах- тройной проем. Г.Арта (столица Эпирского деспотата) ц. Панагеи- Утешительницы 1282-1289 Октогон на тромпах Внешне-кубический объем  похож на палаццо(западное влияние) 3 яруса и 6 куполов Центральное пространство окуржено 2русной галереей. Полосатая смешанная кладка . Купол на 8 вуступах из стен. Паруса и тромпы. Динамичность пространства Уникальное решение,подобного нигде нте. В декоре есть западные черты. Монастырь в Липсе. По заказу жены Михаила 8 была построена Южная церковь— фамильный храм- усыпальница Палеологов. Тип компактного крестово-купольного храма. 4 опоры—выступы стен. + в 14 веке достроили нартекс и общий экзонартекс для южной и сев. Цервкей Полосатая смешанная кладка. Больше декора. много окон—много света. Нач 14 века. Пристройки в Кахрие Джами= монатчырь Хора,посвящен Христу 11 век—Кафоликон, компактный крестово- купольный храм 20-ые годы 14 века---ремонт+ обстройка по приказу Федора Митахита(министр двора при Андронике 2) +нартекс, экзонартекс +сев.галерея (библиотека) +южн.галерея) параклесион=капелла) -для погребений+мозаики и фрески Интерьер-мраморная облицовка В нартексе-2 купола с ребрами Фатие ДЖами Монастырь и церковь Богоматери Веблаженнейшей. Кафоликон—11 века. Конец 13-восстановление +достроили нартекс, погребальнуб капеллу(которая сама по сути –маленький крестово-купольный зрам на 4 колоннах) в ней везде-крестовые своды Часть Лахернского дворца(здесь жили императоры с 12 века Сохранилась пристройка 14 века п\у здания с внутренним двориком. Полосатая кладка. Фессалоники. Ц.Апостолов 1310-1313 гг. Централное ядро-кретосво-купольный рам на 4 колонках. Вокруг круговой обход с 4 куполами—итого 5 куполов. +нартекс и экзонартекс Башнеобразный силуэт, рахновысотные объемы. Кирпичный орнамент Центральынй купол доминирует. По этому образцу ц.Екатерины нач 14 века Центр- крестово-купольный храм на 4 олонках+ обходная галерея с 4 куполами Центрчасть выделена высотой Ц.св.илии пророка 1360—80-ые. Тип: триконх+нартекс с 3 куполами и экзонартекс Центральный купол очень большой Опорные колонны сдвинуты к стене. Кирпичные орнаменты. Ц.свв.Федоров(в монастыре Роттосион) Октогон на тромпах наподобие Дафнии Полосатая кладка Там же ц.Одигидрии(=Афендикон) Купольная базилика Напоминает церковь св. Ирины после перестройки ее в 8 веке Выделены 3 нефа, в боковых =галереи. Купол опирается на столбы-колонки Есть и паруса, и рукава креста. +купол над нартексом.+4 купола над угалми Итого 6 куполов Та же структура ц.Богоматери Всецарицы=Пантанос. План как у ц.Одигирии

Сербская архитектура 12-14 веков. Влияние северной греческой архитектуры, на которую накладывается романское влияние. Крестово-купольная форма плана зачастую дополнена удлиненным нефом к западу. Центричность засчет пирамидальной формы. Трехчастные фасады, разделенные лопатками. Пониженные боковые апсиды с перекрытиями конической формы. Часто облицовка мрамором, фигуративная резьба, перспективные порталы. На западной стороне развитый экзонартекс.

Два стиля в развитии искусства миниатюры в раннем периоде и их зависимость от противостояния двух церквей на островах: Вторая половина VI - первая половина VII столетий - период сложения англоирландского стиля. Памятники, характерные для этого периода: Кэтак св. Колумбана - II пол. VI или I четв. VII в. Первый Ашеровский кодекс - ок. 600 г. или 615 г. Первое Даремскле Евангелие -I пол. VII века.

Искусство Рима времен варварских королевств. Живопись «малого римского Возрождения» и Пасхалиевского «ренессанса»: Первая попытка возвращения к раннехристианскому искусству и причины, вызвавшие ее. Программа монументального живописного декора (мозаики, фрески) римских церквей – идейные основания, реконструкция раннехристианских образцов, новые смыслы. Санта Мария Антиква – первые росписи – VI век. Фрагмент «Богоматери на троне» с двумя ангелами по сторонам. Сходство с иконографическим и композиционным типом, сложившимся в иконописи, но новая, по сравнению с Санта Мария Маджоре, концепция образа Марии, акцент на ее божественную сущность.

В России зерна кубизма пали на плодоносную почву. На рубеже веков русское искусство после длительной задержки на стадии социального реализма быстро наверстывает упущенное. В этот период ускоренного развития оно расширяет поле собственной творческой свободы путем освоения разнообразных стилевых эталонов, выработанных мировой художественной культурой. В фокусе внимания одновременно находятся каноны западного и восточного искусства, древности и современности, средневековья и классики, крестьянского фольклора и аристократической живописи ХVIII века
История искусства