История рекламного дизайна

В конце 1910-х годов Малевич оставил живопись, полагая, что она, разработав супрематический проект, исполнила свое предназначение и должна исчезнуть. После триумфальной зарубежной поездки, художник оказался в чрезвычайно тяжелой жизненной и общественной ситуации. И тут живопись словно пришла ему на помощь, великодушно радуя духовную опору.

Фрески церкви Богородицы Левишкой в Призрене почти исчезли, но можно разглядеть, что в сцене «Исцеления слепого» лица даны в новой трактовке. Мягко очерченный нос (как в раннехристианских). Новые идеи. Прогресс. Церковь Спаса Нерукотворного (Солоники) 18 великомучеников. Видно, что мастер – дарование. Очертание ртов и глаз, свободная живописная трактовка, широкие мазки. Эти лица не имеют ничего общего с аскетичными образами, к которым тяготела традиция прошлого. Этому новому подходу к рисунку, стремлению очеловечить лица изображаемых не суждено было стать общим правилом, но все же видим довольно часто. Епископская церковь в Эвритании смелый характер, много изменений. Духовность заменяется на человечность. Художники возвращаются к объему, вдохновение из античных памятников. Задача простая. Особое внимание – анатомии, подчеркивают ее одеждой, тенями, светом, моделировка, полутона. Эмоциональная сторона образа. Ей наделяются даже святые и патриархи. Движения становятся легкими, в рисунках преобладают кривые линии и округлые формы. движения развертываются по плоскости, попытки создания перспективы, новый ландшафт. Драпировки и пейзаж занимают все более заметное место. Церковь Вознесения в Милешево. Имитация стиля фресок в церквях Солоник. В апсиде – несколько епископов и патриархов, сцены разворачиваются справа налево и снизу вверх. Редкая сцена с изображением Христа, благословляющего апостолов перед своим вознесением. Значимость портретов в нефе, их пытались подчеркнуть (Владислав с макетом церкви, а над ним – ангел, возвещающий Марии о Воскресении Господнем). Изображен Константин Великий, причисленный к лику святых и ставший образцом для всех.


Искусство второй половины 13 века

Палеологовский ренессанс – последний высочайший взлет византийского искусства. Император Никеи Михаил Палеолог после отвоевания Константинополя основал династию, давшую название «возрождению» в искусстве конца 13 – н. 14 в. и всему позднему периоду истории византийской культуры. Борьба с иноземцами вызвала к жизни стремление отстоять национальное своеобразие. Гордые византийцы снова вспомнили о своих истоках. Философия, литература, искусство по византийской традиции обратились к славному эллинскому прошлому. Восстановление империи сопровождалось строительной деятельностью, но прежних богатств Византия навсегда лишилась. Постепенно реставрировали дворцы, обновлялись церкви и росписи, отстраивались городские укрепления. Не было средств для строительства новых больших храмов, поэтому церкви в Палеологовскую эпоху строились маленькими, как часовни, или перестривались из старых. В культовых зданиях существенно возросла роль наружной декорации. Для оформления фасадов применялась двухцветная кладка, сочетающая белый камень и кирпич. Стены украшались нишами, разнообразными арками сложного профиля, тройными окнами. В архитектурных интерьерах этого периода ощутимы расчлененность и обособленность, утратилось единое пространство, характерное для средневизантийского храма. Изменилось мироощущение византийцев, сказывалось стремление отгородиться от враждебного внешнего мира; иные оттенки обретало и религиозное чувство, в котором стало больше личного, индивидуального начала. Наступила эпоха интенсивнейшей работы по конкретизации идейных сдвигов Никеи. Стройная художественная система. Исходная точка – передовое искусство зрелого 12 в. нарастание чисто живописных элементов. Борьба между консервативными течениями и передовыми направлениями. Меняется иконография, всплывают драматические эпизоды и чисто жанровые детали, вносящие оживление: изгибается тело Христа в Распятии, голова склоняется (Армянское Евангелие), Богоматерь падает в обморок. В сцене Рождества Мария кормит младенца грудью. Да и вообще, все они кормят грудью. Тип умиление принимает более сложный характер. Появляется тип Взыграния, измененная Одигитрия, меняется Преображение, приобретает динамизм, ученики – в резких порывистых позах (Иаков аж упал). Нарождение нового стиля легче всего проследить по миниатюрам. От раннего 13 века – несколько провинциальных рукописей. Евангелие от университетской библиотеки в Тюбингене. Миниатюры выдают известное оживление. Одеяние архангела в Благовещении развивается, во Входе в Иерусалим – играющие дети. Хотя иконография сохраняет немало пережитков, это не слепое копирование. Более свободный дух. Но традиции 12 века еще остаются. Роль организующего центра у Константинополя.


Кахрие Джами

Главный ансамбль эпохи палеологовского ренессанса – мозаики и фрески Церкви Спаса монастыря Хора (Известна под турецким названием Кахрие Джами), перестроенного под покровительством византийского вельможи, великого логофета Феодора Метохита. Сохранившиеся мозаичные изображения посвящены эпизодам жизни Христа и Богоматери. Фресковые композиции располагаются в южном притворе храма, служившем усыпальницей. Они лишены красочного многоцветья мозаик, их образы более суровы и аскетичны, что объясняется главной темой росписи – изображением Страшного суда. Изменилось взаимодействие живописи и интерьера. Роспись утратила монументальность и единство, она кажется собранной из отдельных сцен. Мозаики стали миниатюрнее, поскольку расстояние до зрителя существенно сократилось. Художники ставили перед собой задачу заключить изображение в собственное, средствами живописи созданное пространство, которое уже не открывается в реальный интерьер храма, на зрителя, а начинает уходить от него. В мозаиках отчетливо просматривается деление на два плана. Первый, ограниченный полосой почвы, образует своего рода сценическую площадку, на которой развертывается действие. Второй план воспринимается как архитектурная декорация: портики с колоннами, балдахины, террасы. Ритмы набегающих и отступающих архитектурных кулис, движения персонажей, многоцветная красочная гамма указывали на то, что эмоциональное начало неизмеримо возросло. Легкие и изящные фигуры стремительно движутся, в них почти не осталось торжественной неподвижности, характерной для образов 12 в. фронтальность сменили преобладающие трехчетвертные повороты, фигуры приобрели большую свободу, действие стало разворачиваться вдоль плоскости стены и замыкаться внутри изображения. Художник не являл событие, а рассказывал о нем, наполняя повествование множеством подробностей. Священная история в мозаиках течет параллельно жизни зрителя, контакт устанавливался по принципу не поклонения, а сочувствия и сопереживания. Мощный духовный подъем, не сравнимый по масштабам со скромным экономическим подъемом, вызвал к жизни взволнованное, словно овеянное свежим дыханием искусство. Рожденное чувством народного самосознания, жаждой гармонии в потерявшем устойчивость мире, оно несло в себе больше человеческие ценности. В мироощущении мастеров к.13 – н. 14 в.нашли отражение гуманистические веяния, они восприняли жизненную силу, питавшую искусство периферии, сумели соединить их с классической эллинской традицией, придать этому сплаву законченную и совершенную форму. Весь ансамбль монастыря Хора разделен на две части. Первое ядро, образованное нефом и его куполом, датируется началом 12 в. другие пристройки относятся в 14 столетию. Главная церковь отличается квадратным нефом, полностью перекрытым большим куполом, диаметр которого семь метров. Этот купол покоится на четырех больших тяжелых арках, поддерживаемых угловыми полустолбами. Такое решение, известное с момента появления церквей с квадратным планом, требует применения боковых контрфорсов, укрепляющих нижнюю конструкцию купола независимо от того, идет ли речь о здании с тремя нефами или о пространстве аналогичном тому, что мы рассматриваем. Пространственная схема монастыря Хора предусматривает лишь неф с куполом, что является свидетельством богатого опыта и смелости ее архитектора.

Живопись первой трети и середины 14 века Иконопись в палеологовский период становится, пожалуй, главным видом искусства. Причина этого кроется не только в бедности государства. Свою роль сыграло также усиление личностного начала в религиозном сознании 14 в., поскольку икона прежде всего рассчитана на индивидуальное молитвенное общение. Выросли масштабы икон, все больше места они стали занимать в храмовой декорации. Палеологовский ренессанс оказал значительное воздействие на развитие искусства многих европейских стран.

Базилики 4-6 веков. Раннехристианская архитектура развивалась на основе античной. Массовое строительство развернулось после 313 г., когда христианство обрело статус официальной религии. Новый тип храма еще не возник, и для богослужений использовались постройки, первоначальное назначение которых в античности было светским. У христиан же само слово «церковь» означало не здание, а собрание верующих. Используя предшествующий опыт, христианская храмовая архитектура, отвечающая потребностям развивающегося культа и выражающая новые религиозные представления, довольно быстро нашла иные художественные формы

Проблема возникновения крестово-купольного храма.

Архитектура Константинополя 9-12 веков. В Константинополе все храмы этого времени - крестово-купольные на 4 колоннах. Сев. церковь монастыря Липса 908 год. В 13 веке пристроили Южную церковь. Обе церкви окружены в 14 веке экзонартексом и параклесие (пристроенный ней на юге).

Дадаисты объявили войну также и традиционным видам искусства: живописи и графике они противопоставили коллаж и фотомонтаж, скульптуре - готовый предмет ("ready made"). Они смело привносили искусство в реальную жизнь, а фрагменты реальности (газеты, трамвайные билеты, куски веревки и проволоки, пуговицы, обломки стекла, мелкие предметы, обрывки фотографий) без всяких изменений переносили в свои произведения, тем самым стремясь уничтожить ту границу, что традиционно существовала между искусством и действительностью.
История искусства